Штрихи (продолжение)

Шкала Главного штаба

Углы наклона Число штрихов в 1 см Отношение толщины штрихов к белым промежуткам Углы наклона Число штрихов в 1 см Отношение толщины штрихов к белым промежуткам
1° 

1.5

2.5

4

6

6

8

9

12

1:5 

1:5

1:5

1:5

1:5

10° 

15

22

33

45

12 

12

12

12

12

2:4 

3:3

4:2

5:1

6:0

Возьмем другой пример. Склоны наибольшей крутизны при равнинном рельефе могут иметь меньшую величину, чем сравнительно пологие склоны в горных районах; однако картографы, стремясь к лучшей выразительности рельефа, нередко преувеличивали затенение крутых и ослабляли затенение пологих склонов. Некоторые искажения вносило, также чистовое черчение для печати (или гравирование штрихов в камеральной обстановке); оно улучшает внешний вид карты, но неизбежно ведет к уклонениям от полевого рисунка рельефа. Таким образом, не только определение высот, но даже надежная оценка крутизны скатов представляла на штриховых картах большие затруднения.

В отличие от штрихов, прямо или косвенно связанных с принципом отвесного освещения, в основу построении которых положен известный математический расчет (шкалы Лемана, баварский, австрийская, Болотова, Главного штаба и др.), существует способ изображения рельефа штрихами, исходя из условия косого (бокового) освещения земной поверхности лучами от постоянного источника света, расположенного на некоторой высоте над горизонтом. В качестве такого источника можно представить солнце перед его закатом.

Чтобы избежать постоянной путаницы и смешения понятий, известный немецкий картограф -д-p М. Эккерт предлагал ввести для этих внешне схожих, а внутренне имеющих мало общего систем изображения рельефа разные термины, называя штрихи при вертикальном освещении рельефа штрихами крутизны, другие — теневыми штрихами.

 

Изображение рельефа штрихами по шкале Лемана

 

Изображение рельефа штрихами по шкале Лемана

Наложение на карту теневых штрихов имеет целью воспроизвести распределение светотени, соответствующее фактическому ее распределению на освещенных и затененных склонах при косом освещении рельефа. При косом освещении вычисление интенсивности светотени, теоретически возможное для каждого элемента поверхности, практически настолько сложно, что при вычерчивании или гравировании штрихов картографу приходится руководствоваться только художественным чутьем и пониманием структуры изображаемой местности. Более того, последовательное применение принципа косого освещения оказывается затруднительным. Не учитываются тени, падающие от одних элементов рельефа на другие. Горизонтальные поверхности не покрываются штрихами, хотя они освещены слабее склонов, обращенных к источнику света. Когда хребет расположен па направлению света и, следовательно, оба его склона освещены равномерно, принято для большей наглядности один скат оттенять сильнее другого и т. д.

Различная освещенность скатов с одним и тем же углом наклона, обращенных к источнику света и находящихся в тени, создает впечатление их различной крутизны. При косом освещении оказывается невозможной оценка не только высот, но и углов ската. Однако теневые штрихи дают превосходный пластический эффект рельефа, особенно при изображении горных гребней, и потому часто применялись для изображения высокогорных районов. Непревзойденным образцом применения теневых штрихов является 1 : 100 000 топографическая карта Швейцарии, так называемая карта Дюфура (G. H. Dufour, 1787-1875). Теневые штрихи более приспособлены для мелкомасштабных обзорных карт, где они дают выпуклую и наглядную картину рельефа, тогда как штрихи крутизны чаще применимы на крупномасштабных картах, на которых приходится иметь дело с измерениями.

 

Изображение рельефа изогипсами

Изображение рельефа изогипсами

Современная картоиздательская техника позволяет совмещать принципы вертикального и косого освещения на одной карте. С этой целью штрихи ската печатаются в двух цветах: в светлых  на освещенных склонах и в темных  на затененных. Например, в пятом издании английской карты масштаба в 1 дюйме 1 миля для штрихов взяты золотисто-желтый и серый цвета.

При пользовании косым освещением положение источника света имеет существенное значение, так как в зависимости от направления лучей у наблюдателя создается различное впечатление о рельефе. Обычно источник света предполагается в северо-западном углу карты. При внешней противоестественности такого положения источника света для северного полушария (где солнце днем светит с юга) оно становится понятным, если учесть, что при настольном пользовании картой свет обычно располагают впереди и слева oт себя, т. е. в северо-западном углу карты. Южное освещение целесообразно только для карт, используемых в полевой обстановке, т. е. для топографических карт крупного масштаба. С подобным южным освещением изображается рельеф на новых листах 1 : 50 000 топографической карты Индии.

_____________

На сайте www.balagan.ru вы можете не только ознакомится с перечнем спектаклей и концертов, идущих в Москве, но и заказать билеты на них. Поэтому если вас интересует запрос:билеты на концерты цена, то смело переходите по ссылке.