Построение картографической основы

После составления программы карты, подбора материалов и вычисления картографической сетки наступает очередь графических работ. Ранее всего строится картографическая основа, включающая картографическую сетку, т. е. изображение в выбранной проекции меридианов и параллелей, опорные пункты и рамку карты. Это — каркас, который подчиняет размещение отдельных элементов карты определенным математическим законам, позволяющим производить на карте измерения расстояний и площадей.

Уже отмечалось,  что картографическая сетка  обычно вычерчивается по точкам, определяющим пересечения меридианов и параллелей. Их положение удобно находить при помощи прямоугольных координат, вычисление которых составляет последнюю операцию в вычислении сетки. Элементарная геометрическая задача — построение точек по их прямоугольным координатам — не требует пояснений, она может быть выполнена при помощи циркуля и линейки с делениями. Однако эти приборы должны обладать высокой точностью, чтобы обеспечить построение точек с ошибкой, не превышающей 0.1 мм; поэтому наименьшие деления линеек имеют величину всего лишь 0.2 мм, а для отложения или измерения линий свыше 12-15 см длиной применяют штангенциркули, длина которых достигает более 1 м.

Значительно быстрее и с еще большей точностью выполняется построение на специальных приборах — координатографах.

Координатограф

Построение картографической основы

Они позволяют наносить точки с ошибками, не превосходящими сотых долей миллиметра.

Если меридианы и параллели изображаются кривыми линиями, то для их вычерчивания по точкам применяют лекалы — наборы линеек с ребрами различной кривизны. Когда линии представляют собой дуги окружностей радиусом не более 60-70 см, то можно пользоваться штангенциркулем. При больших радиусах применяют так называемые железнодорожные лекалы, полные комплекты которых состоят из 100 экземпляров с радиусами от 3 до 600 см. За границей также пользуются так называемыми гибкими линейками, ребру которых можно придать любую кривизну. У лучших образцов этих линеек с ребром в виде закаленной стальной полосы связан свинцовый прут, заключенный в стальную спираль; свинцовый прут необходим для сохранения приданного линейке положения, стальная спираль — для плавности изгиба.

Опорные пункты — это точки, географическое положение (координаты) которых с большой степенью точности определяется непосредственно при помощи астрономических или геодезических наблюдений на местности. Они позволяют разместить на картографической сетке данные полевых съемок так, что отдельные съемки получат надлежащее ориентирование в пространстве и соединятся без разрывов и перекрытий.