Изображение населенных пунктов и путей сообщения

При нанесении на общегеографические карты населенных пунктов, помимо их размещения, часто указывают численность в них населения, административно-политическое их  значение  и тип расселений (город, рабочий поселок и т. д.) На крупномасштабных картах населенные пункты показываются в своих действительных размерах, уменьшенных до масштаба карты. Чем крупнее масштаб, тем детальнее изображение; на карте можно видеть не только крупные улицы и кварталы, но даже отдельные строения в их действительных очертаниях. Иная картина на картах мелкого масштаба: там действительные очертания заменяются внемасштабными знаками, обычно кружками (так называемыми пунсонами), размеры и рисунок которых могут характеризовать или количество населения, или административное значение пункта. На международной миллионной карте административное значение пунктов указывается их пунсонами, а количество жителей — размером букв названия. Такая условность не является общепринятой. Например, на многих картах последних лет издания количество жителей указывается одновременно пунсоном и величиной надписи, а административное значение — подчеркиванием названий пунктов.

Условные знаки дорог обычно значительно шире, чем им полагалось бы быть при точном переводе в масштаб карты. Полезно помнить что ширина условного знака характеризует обычно не действительную ширину дорог на местности, а их категорию (усовершенствованные автомобильные дороги, дороги с каменной одеждой, улучшенные грунтовые дороги, естественные грунтовые дороги, тропы и т. п.). Эта условность неизбежна, так как на топографической карте 1 : 100000 масштаба усовершенствованная автострада при точном переводе ее в масштаб выразилась бы линией шириной в 0.1 мм; она не выделялась бы среди прочих деталей карты и не отличалась бы от дорог иных категорий. Вследствие такой условности при переходе от одного масштаба к другому ширина знака дороги не изменяется пропорционально соотношению масштабов, например, условный знак шоссе имеет на 1 : 5 000 карте ширину в 1.8 мм, а 1 :50 000 – 1.1 мм, а на 1 : 100000 — 0.9 мм. Однако преувеличение ширины условного знака дорог имеет недостаток: знак скрывает небольшие изгибы дорог и не позволяет отразить характерные особенности пересечений дорог или их соединений.

Особой выразительностью обладают многокрасочные условные знаки дорог. На английских топографических картах пространство между двумя черными линиями покрывается для дорог, приспособленных для скоростного автомобильного движения, красным или коричневым цветом, для обычных автомобильных дорог — желтым цветом, а для прочих дорог промежуток оставляется белым. На большинстве советских топографических карт условные знаки дорог обычно одноцветны, они различаются между собой лишь по ширине и характеру линий условного знака.

Что касается железных дорог, то они почти повсеместно показываются черным или красным цветом. Их условный знак на крупномасштабных картах в виде перемежающихся черных и белых шашек или в виде жирной линии, иногда пересеченной маленькими штрихами, легко отличается от прочего содержания карты. Видоизменение знака в деталях указывает число колей, позволяет различать ширококолейные дороги от узкоколейных и электрифицированные участки от неэлектрифицированных.