В XVIII в. в Галичине в духе моды того времени строятся монастырские комплексы. Один из таких памятников архитектуры расположен неподалеку от села Подгорцы, известного прекрасным замком Конецпольского и Жевуских , рядом с летописным Плиснеск.
Содержание
Основания местного монастыря
Монастырь, если верить легенде, основан здесь в 1180 году дочерью местного князя Всеволода — Еленой. Возобновил деятельность монастырь в XVII веке благодаря стараниям воеводы сандомирского Станислава Конецпольского. Король Ян III Собеский подтвердил все монастырские привилегии.
Существующая сейчас церковь св. Онуфрия с характерным для барочного строительства фасадом появилась в 1726-1750 гг. стараниями игумена Парфения Ломиковского. Это трехнефный одноапсидный с трансептом храм, завершенный куполом в виде восьмигранного барабана. Когда-то над дверями церкви было размещено изображение основательницы храма, княжны Елены. Не портретное, понятно — скорее идеальное, придуманное. В самом храме можно было увидеть портреты Вацлава Жевуского и князя Кароля Радзивилла.
Монастырский дом
С северной стороны к церкви примыкает двухэтажный монастырский дом 1771-1786 годов, (архитектор Венцлавский). Когда-то здесь располагалась небольшая монастырская библиотека, которая имела в своей коллекции и несколько старинных изданий.
Ценной художественной достопримечательностью является оригинальной формы иконостас, изготовленный по проекту архитектора Павла Гижицкого (автора дома Кременецкого Коллегиума, Успенского собора Почаевской Лавры) в 1766 — 1767 гг. (проект датирован 1754 годом).
Этот иконостас — синтез объемной скульптуры и живописи. Своей композиционной схеме он отходит от традиционных многорядных иконостасов, в нем отсутствуют царские врата, вместо них поставлен престол, как в католических храмах, по бокам устроены отверстия врат.
Живописных композиций здесь мало. Ими являются только наместные образы Христа и Богоматери, выполненные василианским маляром Антоном Грушецким, «Благовещение» над престолом и центральный образ «Христа Пантократора» работы также василианского маляра Исихия Головацкого.
Евангелисты и апостолы по сторонам центрального образа выполнены в объемной скульптуре. Автором скульптурных работ был сницар Стефан с Кременца. Иконостасы такого типа начинают появляться во II половине XVIII в. Аналогичный Подгорецкий иконостас находился в деревянной церкви в г. Куликове.
Кроме иконостаса, в церкви находятся два боковых алтаря 1750 года с образами кисти Саввы Калиновича и Юрия Радивиловского и амвон, выполненный в 1761 году Иосифом Лоренцом и Григорием Черным.
Археологические находки и исследования
Орест Мацюк писал, что, поскольку письменные сведения о Плиснеск скупые, решающее значение имеют археологические исследования. Плиснеск упоминается только три раза: в 1188 г., в Галицко-Волынской летописи, когда говорится, что волынский князь Роман Мстиславович выслал сюда войско, чтобы изгнать галицких бояр и их союзников-венгров.
Вторая запись — о походе на Плиснеск князя Даниила Романовича и Александра Белзького и об их победе над боярами Арбузовичами (Гарбузовичами), захвативших власть в то время. И, наконец, в «Слове о полку Игореве» попутно упомянут этот древнерусский город — в зловещем сне Святослава перед неудачным походом русских князей на половцев.
В связи с этим каждая археологическая находка вносит много нового в изучение истории этого древнего города. Да и сама прогулка по городищу, где и поныне своими огромными масштабами поражают 700-800 — летние валы и глубокие рвы, вызывает интерес.