Возведен храм в 1647-1650 годах по заказу богатых скупщиков пушнины Аникея и Нифантея Скрипиных. Место для будущего храма, богачи, с которым считался и сам царь Алексей Михайлович, выбрали удачное, на перекрестке двух главных улиц. Здесь был дом Скрипиных и их склады.
Разделение храма
Площадь возникла значительно позже, в XVIII в. Храм снаружи четко делится на четыре части: собственно Ильинская церковь, Ризоположенский придел, колокольня и галерея. Внешне храм мне не очень понравился — а вот фрески на время примирили меня с тем фактом, что по крови я наполовину русский, а то впечатления были бы намного слабее.
Фрески Ильинской церкви были выполнены в 1680 г. артелью из 15 мастеров под руководством прославленных костромских художников Гурия Никитина и Силы Савина. Заказчиком росписи была Улита Макарова, вдова Никонтея Скрипина. Росписи ни разу не менялись, только возобновлялись краски. И это прекрасно.
Низкий ярус росписей — орнаментальный. Дальше пошли сюжеты из Библии. Их здесь целых пять поясов — это немало. Тем более при таком уровне сохранности.
Своды и два высоких яруса (шестой и пятый снизу) посвящены сценкам из евангелия.
Четвертый снизу ярус — росписи на тему Деяния апостолов. Третий снизу слой изображений, наконец посвящен святому, которому посвящена церковь — пророку Ильи.
Ниже расположена еще одна биография для неграмотных — описание жизни в картинках ученика Ильи, Елисея.
Эти два яруса — Илья + Елисей — акцентируют внимание главным образом не на пытках, а на чудесах, которые эти святые творили. Здесь есть воскрешение из мертвых, помощь бедным, лечение больных …
Фрески в интерьере храма
Но более интересны даже не сами чудеса, сколько обстоятельства, при которых они происходят: фрески наполнены бытовыми деталями конца XVII века. Вот Елисей при крещении ребенка (южная стена): показано купание мальчика и бытовые хлопоты служанки. Рядом — фреска, изображающая смерть ребенка. Все происходит на фоне жатвы.
Ведь это Россия, где каждое движение художника могло стоить ему карьеры и даже, порой, чего-то более существенного. Для России это первое изображение крестьянского быта на храмовых стенах.
И еще деталька: изображая сцены из жизни Ильи, художник справлялся с бытовыми элементами как мог и как знал, вот пророк выбирает себе в ученики крестьянского сына Елисея. Волы запряжены в типично северорусскую упряжь.
Интересные в церкви и резные детали, и невероятный, бесконечный иконостас, царские и патриаршие молельни, короче, это стоит того, чтобы быть увиденным. Честно.
Добавить комментарий