Город Солотча находится в Рязанской области, в 20 км от областного центра по Владимирской трассе, на берегу притока Оки — реки Старице. Есть здесь и речушка Солотча, которая вблизи поселка впадает в Оку.
Из уникальных мест здесь есть: древний Покровский монастырь, дом академика И. П. Пожалостина (он был художником-гравером и принимал у себя немало знаменитых гостей, среди которых и Паустовский, и Гайдар, и Фадеев с Симоновой), деревянные домики с резными ставнями. Плюс тут начинается воспетая Паустовским Мещера. Тоже представляет определенный интерес.
Городские легенды
Говорят, в начале ХХ века Солотчу называли «рязанской Италией». Странные были у людей ассоциации — здесь все просто образцово-российское, от природы до Ленина на центральной площади, от домиков со ставнями до спокойной обители. Кроме этого город богат легендами.
Покровский монастырь
По одной из них, из монастыря до Рязани вел подземный ход. По еще одной легенде, на берегу речушки Солотче много веков назад рязанский князь Олег со своей княгиней встретили двух отшельников, Василия и Евфимия. на месте этой встречи князь решил основать мужской монастырь — и в 1390 году построил для будущей обители деревянный собор Рождества. Для себя старался — на склоне лет Олег пошел в монастырь монахом, взяв имя Иоакима (1402 г.).
Вроде и его, и его жену похоронили в стенах обители, в Покровской церкви. Храм не сохранился — в 1768 году рухнул прямо в реку. Поэтому княжеские гробы пришлось перезахоронить.
Говорят, в обители останавливались на отдых войска Ивана Грозного в 1552 году, когда шли войной на Казань. Когда татарская столица пала под натиском московитов, в Солотчинской обители воздвигли в честь такого события Алексеевскую церковь, тоже до наших дней не дожила — ее разобрали еще в 1847 году.
Расцвет монастыря
И расцвет монастырь испытал, кажется, в XVII веке. По крайней мере, с тех пор до наших дней многое сохранилось. Возрождением обители занимался архимандрит Игнатий Шангин. Понятно, что, так как в России в то время господствовал нарышкинский стиль, то и Солотча от моды не отставала. Два храма ее — Предтеченская надвратная и храм Святого Духа — в духе нарышкинского барокко.
Против этих красавиц собор Рождества Богородицы (сейчас это самое старое здание комплекса), что происходит с конца XVI века, казался чем-то архаичным и древним — а не прошло и века. А еще собор двух столбовой, что достаточно редко встречалось в русской архитектуре той эпохи — обычно своды поддерживают четыре, а не два столба.
Надвратная церковь возведена в 1696-1698 годах вероятно Яковом Бухвостом, известным российским зодчим. Церковь получилась красивой и нарядной.
Святодуховская церковь происходит с 1688-1689 годов и приписывается тому же архитектору. Храм имеет большую трапезную, что делает его немного похожим на дворец. Обе церкви щедро украшены цветными изразцами (поливами) авторства московского мастера Степана Полубиса, резными деталями.
Несколько дисгармонирует с Святодуховской церковью ее простенькая шатровая колокольня, восстановлена ??в 1960-х годах. Ранее, вероятно, здесь было что-то более изысканное.
Чуть дальше за собором Рождества расположены покои настоятеля (XVII в.). Кажется, жизнь здесь текла спокойно, монахи держали кое-какое хозяйство, разводили лошадей и скот — пока обитель не закрыли после революции. Монастырь — уже как женский — возобновил свою работу в 1993 г.
На фотографиях большой давности церковь Святого Духа еще напоминает белого лебедя, и стоит с потрепанными временем и людьми стенами. Сейчас же стены собора и стены вокруг него, кажется, аж светятся, сказывается качественная реставрация комплекса в советское время в 1960-х годах. Где-то слышал, что в монастырь пускают только во время служб, но в действительности это не так.
Добавить комментарий