Так его называют местные жители, после участия во многих кадрах военных фильмов отечественных киностудий, начиная с 1949 года. А назван он в честь поселка Пальмбург (сейчас Прибрежное) – Пальмбургский (Берлинский) мост. В течение четырех лет длилось строительство – мост был закончен в 1935 году весной. Он соединил берега реки Преголи.
Цель постройки моста
Основной целью моста было всяческое обеспечение многочисленных фортов, которые создают кольцо вокруг тогдашнего Кенигсберга. При постройке, немецкими инженерами закладывалась возможность (в случае необходимости) быстрого подрыва качественного железобетонного моста, с максимальной блокировкой прохода судов. С этой целью в мост уже были заложены взрывчатки нужной массы, и в определенных местах – углубления, шахты.
Во время II Мировой войны, в начале зимы 1945 года, обе противоборствующие стороны смогли оценить всю важность такого моста. С обеих сторон проводились многочисленные военные акции в борьбе за его целостность. Для немецкого вермахта было важно использовать его как можно дольше, для разведчиков Красной Армии – не допустить подрыва. Примечательно, что задача эта практически не выполнима из-за трудного доступа: местность заболоченная, сложная и хорошо просматриваемая с высоты моста.
Так, ночью 30 января под натиском войск Красной Армии, мост все же взорвали, по приказу командующего городским военным гарнизоном Кенигсберга. С 30 января по 9 апреля, последнего года войны, красноармейцы вынуждены были перейти только к оборонительным боям, вплоть до штурма Кенигсберга. Рядом у разрушенного моста был построен низководный мост из дерева, соединяющий берега, а на местах без воды – гать из бревен.
Легенды о берлинском мосте
На протяжении послевоенного времени Пальмбургский (Берлинский) «оброс» всевозможными легендами. Говорили, что мост разводной – его развели, когда уходили немцы, а русские не смогли свести. Надо все же отметить, что, по мнению очевидцев, мост действительно вызывает мистические чувства: все так же вздыблены в небо, взорванные много лет назад, опоры моста, как напоминание о том страшном времени.
Не удивительно, что в головах множества людей рождаются самые невероятные придумки и легенды. Что существуют многоуровневые подземелья, куда тянулись канаты, которые ныне затоплены, а воду откачать не представляется возможным; открыты шлюзы, связанные каким-то образом с морем; и тому подобное. Где – правда, а где – вымысел, сказать сложно. Только в начале семидесятых годов по этому мосту вновь пошел транспорт. Одной полосы движения в те времена было достаточно, а сейчас – планы на 6 полос, с видами в будущее. Просто рядом сводится новый мост. Судьба старого, разрушенного, еще решается…
Добавить комментарий