Российская земля таили в себе неисчислимое множество кладов. Половецкие и татарские нашествия, ливонские войны, смутное время, восстания Разина и Пугачева – все исторические движения, которые заставляли людей бежать с обжитых мест, оставляли после себя многочисленные клады. Покидая родной дом, не возьмешь с собой пуд серебра. С ним далеко не уйдешь – не враг, так лихие люди остановят. Вот и зарывали нажитое под порогом дома, надеясь вернутся на родное пепелище потом и выкопать. Возвращались не все.
Клады на Руси искать умели и любили. Одни легенды про цветок папоротника, открывающий все клады, чего стоит. Также считалось, что ночью над кладами светятся огни, это на них указывает дьявол, о чем даже упомянуто в сказании, «Чтении о Борисе и Глебе ». Бывали клады проклятые, клады, которые зарывались «на вечные времена», и вырывшему грозила смерть.
Занимались этим в основном казаки и беглые люди, чуявшие, где можно найти скрытое и обеспечить себя до конца жизни. Есть много русских сказов про поиск кладов, очень поэтичных, записанных учеными-этнографами. Мужики в них обычно находят разбойничьи клады в пещерах, каменья драгоценные да монеты серебряные, но впрок это добро не идет. Обычно сказ заканчивается формулировкой: «не дался клад». В то время, искать клад было не легко, металлоискатели тогда не существовали. «Бугровщики» — так на Руси назывались специалисты по поиску кладов даже составляли специальные устные учебники своей премудрости, частично записанные собирателями фольклора. Советовали, найдя клад, все не забирать, оставить заплатить за место, иначе добра не будет. Бугровщики любили искать клады по разбойничьим местам. Лихих людей ловили и казнили, а разбойничья казна продолжала хранится в потаенных местах. Пещеру Кудеяра под Воронежом и сокровища Стеньки Разина в пещерах в Жигулевских горах искали тогда, ищут и по сей день. На золотых приисках в Сибири и у Амура добытое золото зарывали в землю старатели. Это был обычный способ ранения золота. Старатели часто погибали и за их схронами начиналась охота.
В XVII-XVIII веках клады искали высокоученые вельможи и дворяне. Тоже знали, где искать, некоторые клады зарывали (под сгоревшей старой Рязанью, например) еще их далекие предки, но информация об их находках редко становилась доступной.
Очень много кладов выходило из земли во время пахоты. Так 1910 году у села Песчанокопского под ростовым крестьянин Мелехов нашел три каменных бабы. Явился урядник и забрал их в Ростов.
Из интересных открытий этого периода можно упомянуть найденный в конце XIX века в Рязани возле Спасского собора клад домонгольского периода, три килограмма тончайших украшений, который сейчас хранится в Оружейной палате Кремля
Добавить комментарий