В следующем цикле статей хотелось бы вас познакомить с легендами о кладах, собранными Владимиром Цибиным.
Клад на имя
А еще клад на имя бывает запечатан. Прячут его на имя любимой жены или верного друга. Хозяин такого клада обыкновенно доживает до одинокой старости. В большинстве случаев это человек не разбойного склада и не умученный скопидомством, а человек с поврежденным сердцем. Таким был в начале нашего века атаман шайки Хват. Это был городской разбойник, промышлял в Воронеже, где я и записал в 1960 году его историю.
Хват — прозвище. Фамилию свою он никому не говорил и поэтому прозывался Хват Бесфамильный. Он был бойким на язык мужиком и говаривал про себя: «Живу браво, говорю кучеряво». А в старости, благополучно бросив свой грозный промысел — кто, мол, я? Моль на шестке, блоха на носке, — скопил злато-серебро. Золото веско да кверху тянет.
Никого не любил Хват, но приглянулась ему девица когда-то — то ли Елена по имени, то ли еще как, а любви с ней не вышло. Вот стал Хват умирать и клад завещал на отзыв по ее имени. Сей клад сам должен являться раз в десять лет к самой красивой Елене в округе в день ее рождения.
Как-то в семье Загладиных собрались за столом справить восемнадцатилетие младшей Леночки. Только сели за стол — в дверь постучалась почтальонка.
— Кто здесь Елена?
Крестная Леночки, тоже Елена, откликнулась:
— Я есть Елена Александровна.
Странным взглядом посмотрела на нее почтальонка.
— Вам письмо.
Вручила и тут же исчезла, как сквозь землю провалилась.
Взяла крестная письмо в руки. А письмо желтое, тяжелое — все из золота. Сдогадило старуху: видно, Леночке письмо,
— Это тебе.
Та взяла письмо в руки — свилось оно в золотое кольцо.
С той поры все Елены стали свой клад караулить. Но клад не выходил к ним.
Прошло еще десять лет. Уже советская власть наступила. Приехала в село учительша молоденькая, комсомолочка. Принесли ей ученики в день рождения цветов, а меж ними затесалась незнакомая девочка, рыжая, вся конопатая, поднесла цветы и говорит:
— Поцелуйте меня, Елена Александровна! Вы такая красивая.
«Чего это ее сподобило? — подумала Елена Александровна. — Ненормальная какая-то». И осторожно, в легонькую, поцеловала ее в веснушку.
— Эх, было счастье, да не по уму, видать, — вздохнула девочка и тут же исчезла на глазах, а на полу осталась золотая монета.
Так вот вышел еще раз клад, да на недогадливую: клад требует откупай чтобы не впотай, а от чистого сердца и не с брезгливой мыслью. Нужно было клад, явившийся в виде девочки, крепко расцеловать — она бы и рассыпалась на золотые денежки и бриллианты.
Клад, положенный на имя, является три раза на землю. И если, не зная зарока, не возьмут его — он на веки вечные останется умершему хозяину. Он-то там на том свете этим кладом и откупается от нечистой силы, убавляя или ослабляя свои вечные муки. Оттого в таком кладе особый, хитрый загад. Все вроде просто, умом понятно, но слабое человечье сердце обязательно напутает…
Источник: Заговоренные клады и кладоискатели. Предания старины и новины. В. Д. Цибин.1994 г.
_________
Добавить комментарий