Магия доброты

Продолжаем вас знакомить с легендами о кладах, собранными Владимиром Цибиным.


Магия чар уступает магии доброты. Об этом говорит легенда, записанная у казаков уральским этнографом И.Железновым.

«Ходил казак по роще и выбирал вербовое дерево на бударку. Выбрал дерево и стал рубить его под корень. А на дереве том было гнездо вороново с детенышками. Слушай, какая притча-то вышла. Только лишь принялся казак за работу, ворон и подлетел к казаку и так жалобно закаркал, индо казак остановился, перестал это дерево рубить. Смотрит на ворона, а тот так и вьется около него, словно ласточка: то к ногам казака бросится, то сядет близ него на веточку и замотает головой, словно кланяется, а сам стонет. Казак жалостлив был, догадался, в чем дело, оставил дерево и пошел к другому — дерево было тоже хорошее — и стал его рубить.

Ворон успокоился и сел на гнездо. Через малое время прилетел другой ворон, пара, значит, первому, прилетел с кормом для детей. Второй ворон был гораздо больше первого, значит, самец, да такой сизый, лелесовый, почти седой, значит, старый-престарый ворон. Перекликнулись ворон с вороном, покаркали промеж себя, значит, пере­молвились по-своему.

Вдруг самец спустился с дерева и прямо под ноги к казаку; остановился, посмотрел на казака и закивал в одну сторону головой, и пошагал от казака, туда пошагал, куда головой кивал. Шагает ворон, а сам беспрестанно оборачивается к казаку и дает головой знак, чтобы казак шел за ним. Но казак смотрит только на ворона и улыбается, думает: хитрит ворон, от гнезда отводит. Три раза ворочался ворон, три раза манил казака за собой. Напоследок вплоть подошел к казаку, схватил носом за шаровары и дергает, и тащит, словно ученая собака. Тут уж казак догадался. «Что-нибудь да не так», — думает казак и пошел за вороном. И привел ворон казака к одному старому вязу и остановился под ним и давай долдыкать носом в землю, под самым корнем. Казак, не будь дурень, тот же миг давай топором разрывать землю, где ворон носом колотил, и скоро, братец мой, докопался до дубовой шкатулки, железом окованной. Казак хвать по ней обухом — она и рассыпалась: трухлява была — в земле, значит, долго лежала. И очутилась перед казаком порядочная кучка целковиков, старинных, царя Петра Первого Алексеевича!

В старые годы — но время какого-нибудь замешательства, примерно, в пугачевское бунтарство иль-бо в другое какое, — кто-нибудь из наших же обывателей зарыл эти целковники для сбережения, а после и сам погиб в замешательстве: рублевики его и остались в земле. Ворон — они ведь долго живут, по нескольку сот лет, — ворон, значит, видел, как хозяин закапывал шкатулку, и указал ее счастливому казаку замест благодарности, что тот уважил, гнездо его не разорил».

И все же на клады чаще всего натыкаются случайно. Это клад — на «повезло», потому что за видимой случайностью угадывается некая закономерность: клад достается нищему или же обделенному родственнику. И еще: эти клады — кладенцы и не заторенные стражей.

Такое впечатление, что они наводят на себя, притягивают как бы случайно. Здесь могут быть такие объяснения: либо клады действительно не «хотят» доставаться своему хозяину (как правило, скряге), либо они вовсе не клады, а так, захоронения, либо еще не дозрели до магического состояния. Таковы почти все клады нашего века, сделанные второпях, впотай, без должных уставов, и не доживают до своих сроков, тогда как в самом времени, «в сроке» создается по мере продолжительности своя особая магическая энергия. Время как таковое создает магию, переходит в чары.

В клады как бы вкладывается часть души хозяина, овеществленная корысть и скряжество, теневая ее сторона.

Царевна Екатерина Алексеевна была страстной и одержимой кладоискательницею, что странно сочеталось у нее с истовой верой.

История сохранила факты и документы, говорящие о том, что она вела переговоры с костромским священником, который знал «по планетным тетрадям» о кладах. И посланные по ее приказу люди рыли полночью могилы на кладбище и искали безуспешно и долго клады.

По ее неистовой приверженности к кладоискательству были отправлены подводы из Москвы за 200 с лишним верст с тем, чтобы добыть клад, зарытый на дворе одного крестьянина.

Когда Петр I узнал об этом, он был взбешен, и, по словам историка С. М. Соловьева, люди, указывающие царевне на места зарытых кладов, по розыску Петра оказались обманщиками.

Источник: Заговоренные клады и кладоискатели. Предания старины и новины. В. Д. Цибин.1994 г.

_____________

P.S. Туроператор Apelsin предлагает отдых в черногории. Туры в Черногорию стали очень популярны в последние годы. Это и не удивительно, ведь каждый турист найдет в Черногории отдых по своему вкусу. Черногория совмещает в себе и солнечные пляжи, и горнолыжные курорты.