Способы обработки музейных экспонатов

Способы обработки музейных экспонатов

Огромный вред музейным экспонатам приносят насекомые всевозможных разновидностей, начиная от визуально неразличимой книжной вши. Данное насекомое выедает крахмальное вещество из папье-маше и бумаги, разрушая тем самым редкий музейный экземпляр.



Жуки-точильщики точат пни, проедают древесину и стволы растений, разрушая бутафорию, в то время как музейный жук, моль и кожеед нападают на перо, шерсть и кожу. Данные вредители могут в короткий срок испортить коллекцию чучел, рассчитанную на длительное сохранение, в виду чего сотрудники музея должны принимать все меры предосторожности, направленные на предотвращение повреждения шкуры или кожи насекомыми-вредителями.

Осуществлять борьбу с вредителями можно механическими, химическими либо физическими средствами. Прекрасный результат обеспечивается протравливанием шкуры у чучела сильнодействующими ядами, которые должны быть эффективными и стойкими. Протравливание производится двумя основными способами. Первый способ предполагает обработку элемента ядовитым составом с внутренней стороны шкуры. Согласно второму способу, яд наносится на поверхность волосяного и перьевого покровов чучела при помощи специальных аэрозольных препаратов. Несмотря на то, что музейное оборудование способно оградить экспонаты от большинства вредителей, именно яды способны предотвратить разрушение элементов.

Выбирая первый способ, ядовитым раствором пропитывают внутреннюю поверхность шкуры, когда она мягкая, сырая и легко впитывает яд. Ядовитый состав прекрасно впитывается в ствол волоса либо пера, предотвращая разрушение экспоната. Протравливание осуществляется в момент, когда шкура не была смоделирована на манекене. Второй метод предполагает покрытие волоса и пера аэрозольной пылью и является менее эффективным способом, нежели пропитка шкуры с внутренней стороны. После обработки экспонатов их можно расположить в музейные витрины, которые позволят сохранить первозданный вид и целостность экспонатов.

Наиважнейшим этапом в обработке коллекции, до того как она поступит в экспозицию музея, считается профилактическая дезинсекция ядовитыми веществами в специальной камере газообразными. По окончании манипуляций камера вскрывается, а материал в ней проветривается около суток, прекращая доступ в камеру. После того, как экспонат будет проветрен, его помещают в витрины для музея, где он будет храниться не один год. При этом, зачастую, элементы также покрывают составами, которые предотвращают разрушение структуры тканей.