Архитектура Грота в Екатерининском парке

Архитектура Грота в Екатерининском парке.

Архитектура Грота в Екатерининском парке.


В русском зодчестве первой половины XVIII века известно несколько предшественников и современников Царскосельского Грота. Среди них, прежде всего, следует назвать такие памятники города Пушкина как Грот в Летнем саду и купальни, построенные в 1714-1723 гг. архитектором И. Матарнови по проекту А. Шлютера. Возможно, что перед Растрелли была поставлена задача повторить в Царском Селе Грот Летнего сада. В отличие от Эрмитажа, Растрелли выступил здесь не только как автор проекта оформления павильона, но и как создатель всего композиционного замысла. Растрелли не удалось довести до конца постройку Грота, она была закончена уже после его отъезда из города.

Внешний облик павильона характерен для зрелого барокко. Обилие сложно сгруппированных рустованных колонн, в сложных фигурных обрамлениях, разорванные лучковые фронтоны, великолепные наличники входов в здание, украшенные скульптурами нереид и дельфинов, делают павильон необычайно нарядным, пышным и зрелищным для туристов.

Растрелли поставил павильон на берегу пруда так, что только его задняя стена находилась на суше. Вода омывала стены Грота. В 1770-х гг., после переделки пруда, перед павильоном появилась насыпная береговая полоса.

Отделка интерьеров павильона раковинами и детали оформления фасадов должны были напоминать народу о море. Стремясь подчеркнуть основную идею своего замысла, Растрелли сочинил совершенно новый вариант композитной памятника, в котором волюты заменены головами дельфинов. Замковые камни над окнами он украсил масками властителя морей — Нептуна.

Внутри павильон состоит из центрального зала и двух симметричных помещений по его сторонам. Наиболее сложно задуман и решен главный зал здания, перекрытый куполом и украшенный коринфскими колоннами и пилястрами.

Мысль о декорировании внутренних помещений Грота раковинами не была осуществлена. В 1771 г. «каменного и квадратурного дела» мастер Микеле Кеза с группой лепщиков закончили внутреннюю отделку Грота по рисункам Ринальди, как было принято в культуре России XVIII в.

Лепная декорация стен Грота легка и нарядна. Здесь нет характерной для Растрелли позолоты, лепнина заменила резьбу, общий художественный эффект изменился: интерьеры приобрели черты изысканности, присущие творчеству Ринальди. Решетки в окнах и дверях Грота принадлежат к лучшим образцам изделий из кованого железа, исполненных в XVIII столетии.
В 1780-х гг. Грот стали называть Утренним залом. В нем разместили тогда большую коллекцию скульптуры и ваз. Павильон и в наши дни используется как выставочное помещение.